• «Взаимосвязь трех исторических событий: явления Державной иконы Божией Матери, голгофского пути Царственных мучеников и покаянного крестного хода “Под звездой Богородицы”. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий

История явления иконы Божией Матери «Державная»

Скачать файлы для чтения:

 

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».

В Государственном архиве Тульской области, в фонде «Тульская палата древностей», на хранении есть удивительный документ. Внешне похож на листовку и представляет собой один стандартный лист формата А4,  текст на котором набран типографским способом. Как свидетельствует подстрочник – по заказу Варваринского народного Общества трезвости в Москве в типографии «Т.ва Рябушинских». Документу сто лет. Содержание, составленное современниками, невольно вызывает и сейчас душевный трепет, так как возвращает нас в начало трагических для православной России дней – отречения Государя Императора Николая II от престола и явления иконы Божией Матери «Державная».

 

На одной стороне документа помещено «Краткое сказание о новоявленной в с. Коломенском под Москвой «Державной» Иконе Божией Матери», на второй – «Молитва Пресвятой Богородице пред чудотворною иконою Ея, именуемой «Державной».

Храм Вознесения Господня в Коломенском, 20-е годы XX века

Явление Державной иконы Божией Матери в 1917 году не было неким обновлением, а обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском.

Крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, были 2 сновидения – 13-го февраля (на этот день пришелся первый понедельник Великого поста в 1917 г.) и 26-го февраля.

13-го февраля во сне ей был голос: “Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся”. Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний. Спустя 2 недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, в другом сне она увидела белую церковь, в которой величественно восседала Женщина. В этой Женщине Евдокия Адрианова сердцем почувствовала Царицу Небесную, хотя лика Ее и не видела. 2-го марта она отправилась в село Коломенское, чтобы исповедаться и причаститься, и, увидев Вознесенскую церковь, сразу же узнала виденную во сне белую церковь. Вознесенская церковь была построена в 1532 году великим князем Московским Василием III в благодарность Богу за рождение наследника—будущего царя Ивана IV Грозного.

Настоятелем церкви Вознесения Господня был священник Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. Отец Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Державная»

Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду – на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. Именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и державой в руках (отчего и произошло название: “Державная”). На Ее коленях находился благословляющий Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Об обретении иконы управляющий Московской епархии епископ Дмитровский Иоасаф (Каллистов) доносил митрополиту Московскому святителю Тихону (Белавину) (будущему Патриарху), а тот в донесении от 13 октября 1917 г.—Святейшему Синоду. В своем донесении митрополит Тихон писал: “По сведениям, данным членом комиссии от церковно-археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения протоиереем Страховым, икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Божией Матери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего”.

Вознесенский монастырь в Кремле

По некоторым сведениям было установлено, что Державная икона Божией Матери  принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве. Скорее всего, она осталась от прежнего иконостаса Вознесенской церкви,  замененного  в  XIX веке. В 1812 г. во время эвакуации из Москвы при нашествии Наполеона, икона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского и, вероятно, забыта там на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.  (Вознесенский монастырь являлся усыпальницей великих княгинь  и русских цариц до XVIII века и был взорван вместе с Чудовым монастырем в Кремле  в 1929 г.)

Вскоре после обретения образ был отреставрирован в иконописной мастерской московского Алексеевского девичьего монастыря и вставлен в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью.

“Державная” икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2 (15) марта 1917 г. – в самый день отречения от престола государя-императора страстотерпца царя Николая II. Всю Россию облетело известие о том, что в этот трагический день произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.

Царская семья и великая княгиня Елизавета Феодоровна

В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была торжественно встречена настоятельницей – будущей преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими сестрами.  В том же году печатные сведения о обретенной иконе появились в журнале «Душеполезный собеседник» за октябрь. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”, были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие будущий патриарх Тихон (иная служба составлена Владимиром Васильевичем Богородицким).

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола быстро стала распространяться по всей России и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в Свои руки управление Россией. Большое количество богомольцев стекалось в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов.

А. Алексеевич. Николай II накануне отречения. 2005 год.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: “Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей “Дом Богородицы” в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа”.

После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее “Державной” иконы в 1925 г. был освобожден из тюрьмы настоятель храма свт. Николая в Плотниках прот. Владимир Воробьев, который особо чтил “Державную” и до своего ареста по воскресеньям часто ходил со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в 1934 году в своем стихотворении Сергей Бехтеев:

Перед Твоей Державною Иконой
Стою я, трепетом молитвенным объят,
И Лик Твой царственный, увенчанный короной,
Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
В годину смут и трусости безславной,
Измены, лжи, неверия и зла,
Ты нам явила Образ Твой Державный,
Ты к нам пришла и кротко прорекла:
“Сама взяла Я скипетр и державу,
Сама Я их вручу опять Царю,
Дам царству русскому величие и славу,
Всех окормлю, утешу, примирю”.
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница…
Омой в слезах свой оскверненный стыд,
Твоя Заступница, Небесная Царица,
Тебя и грешную жалеет и хранит

Список иконы Божией Матери «Державная» в подклете храма Вознесения

В советское время подлинник иконы на долгое время был сокрыт от лица верующих. Как впоследствии стало известно, икона хранилась в Государственном историческом музее.

Второе обретение иконы Божией Матери именуемой «Державная»

Документально установлено, что после запрещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» (в обезглавленную в те годы церковь во имя вмч. Георгия Победоносца). После 1929 года икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади. Ее перемещение отражено в Книге поступлений в Государственный Исторический музей (регистрационный № 67494). Затем икону поместили в хранилище экспонатов Отдела изобразительного искусства и соответственно вписали в инвентарную книгу Отдела (регистрационный № 1399).

15 апреля 1988 года икону временно передали на выставку в Издательский Отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в течение двух лет в алтаре домового храма во имя Преподобного Иосифа Волоцкого .

Икона Божией Матери “Державная” в Казанском храме в Коломенском

В соответствии с известным постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. Согласно Акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и Приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

27 июля 1990 года, в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, духовенство и прихожане храма в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском торжественно встретили Державную икону Божией Матери. Икона была установлена у правого клироса храма. Перед ней происходит чтение Акафиста, составленного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона. Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском.

Явленная икона изграфлена на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на “голую” древесину, без грунта.

Празднование иконы 2 (15) марта – в день ее явления. Кроме этого дня в Казанском храме Коломенского почитается и день 2-го обретения иконы – 14 (27) июля. Службы с чтением Акафиста Пресвятой Богородице пред Державною Ее иконою в Казанском храме села Коломенского совершаются весь год, кроме дней Великого поста и Святой Пасхи, по воскресным дням (через воскресение), в летний период с 18 часов, в зимний – с 17 часов.

В 1995 г. возрождение взорванного 5 декабря 1931 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки.

«Державная» икона стала символом важнейшего события новейшей истории России – объединения РПЦ и Русской православной церкви за границей. В 2008 году икона посетила центры русского рассеяния в Европе, Америке и Австралии, содействуя консолидации русского мира.

Впервые Державная икона Божией Матери в сопровождении делегации Московского Патриархата покинула пределы своего Отечества и была принесена в епархии Зарубежной Церкви США, Канады, Австралии, Швейцарии, Германии, Великобритании, Франции для участия в торжествах по случаю восстановления канонического единства.

Иконе “Державной” Божией Матери молятся: о Правде и Истине, о Сердечной Радости, Нелицемерной Любви друг к другу, о Единение, Мире и Согласии в стране и Сохранении России.

Молитва перед иконой Пресвятой Богородице «Державная»:

«О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащего дланию всю вселенную, Царя Небесного! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону твою во дни сии лукавые и лютые, яко вихрь, яко буря ветреная нашедшие в страну нашу, дни срама нашего и позора, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и языком и устнами дерзостно глаголют: «Несть Бог!» и во всех дельнех своих сие безбожие показуют. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святые Своея на скорбь и горе чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяше ныне, изнемогшие от печали, очеса наша пресладостным зрением державного образа Твоего! – О, Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы, припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами и молим Тя, и, стеняще вопием Ти: Спаси нас! спаси! Помози нам! помози! Потщися, погибаем! Се живот наш аду приближися; се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О небесная Царице, скипетром власти Твоея божественныя разсей, яко прах, яко дым, враги наша видимые и невидимые, борющие ны, хулящие Церковь нашу Православную, губящие отечество наше, сокруши горделивые замыслы их, запрети им! Вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильную удержи, Пречистая, потоки нечестия, беззакония, хотящие потопите землю Русскую в страшной пучине своей! Поддержи нас слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко, да под державою Твоею всегда хранимии, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианского, во веки веков! Аминь».

Использованные материалы:
Чудотворные иконы Божией Матери. – М., 1997.
Под Покровом Божией Матери
(интервью с настоятелем Казанского храма в Коломенском прот. Владимиром Гонтарем).
“Русь Державная”, 2003, №10.
Фомин С. Россия перед вторым пришествием. Пророчества русских святых.
Святыни Руси. / “Жизнь православная”, 2004, №7
Орехов Д. Святые иконы России. – СПб., 1999.
http://www.stsl.ru/news/all/prazdnik-yavleniya-ikony-bozhiey-materi-derzhavnaya-1917
http://orthodoxy.stnikolas.ru/ikons/htm/mp_3_ds.html
http://www.xxc.ru/orthodox/pastor/derjavnaya/index.htm
https://www.sedmitza.ru/text/404922.html

Акафист иконе Божией Матери “Державная”

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты